Возвращение Нефертити

Возвращение Нефертити

В один из выходных дней середины августа прошлого года к берлинскому Старому музею – одному из главных в городе – вытянулась огромная очередь. Более 10 тыс. берлинцев и гостей германской столицы собрались сюда, чтобы посмотреть на изображение женщины, чья красота стала одним из эталонов мирового уровня. В Старый музей через 66 лет вернулась Нефертити. Точнее, вернулся ее знаменитый бюст.

Мировой шедевр, не менее известный, чем, скажем, скульптура Венеры Милосской или картина «Джоконда» Леонардо да Винчи. В СССР в 60-70 гг. XX в. портретик египетской царицы бы почти также популярен как фотография Хемингуэя, которую считал необходимым повесить на сцену, каждый интеллигентный человек или причислявший себя к таковым.

Бюст Нефертити (высотой 48 см.), пожалуй, самый значительный памятник искусства Древнего Египта. Прелестная головка царицы и сегодня выглядит абсолютно современно, в отличие от, например, золотой маски фараона Тутанхамона (зятя Нефертити), которая в наши дни остается, все-таки, лишь прекрасным шедевром прошлого.

Статуэтка египетской царицы был найден в 1912 г. в египетском городе эль-Амарне немецкой археологической экспедицией во главе с ученым-египтологом Людвигом Борхардом. А создал бюст в 1347 г. до н.э. скульптор Тутмес (Тутмос). Находка была тайно вывезена в Германию (по другой версии куплена), но после этого немецким археологам долгое время было запрещено производить раскопки в Египте.

С 1920 г. скульптурка легендарной египетской красавицы экспонировалась в Новом музее, что находится в центре немецкой столицы на Музейном острове (ст. метро Hackescher Markt) на реке Шпрее в 10 минутах ходьбы от Александрплатц по Унтер-ден-Линден в сторону Бранденбургских ворот. Когда-то в районе Острова Музеев проходила городская крепостная стена.

Остров музеев — крупнейший музейный комплекс Европы, созданный в 1830 г. по проекту архитектора Шинкеля. Здесь находятся Музей имени Боде (Bode-Museum), Пергамский музей (Pergamon-Museum), Старая Национальная галерея (Alte Nationalgalerie), Новый музей (Neues Museum) и уже упомянутый Старый музей (Altes Museum) – первый (!) в Пруссии музей, двери которого были открыты для простых людей. Пергамский музей был специально построен для уникальных архитектурно-исторических памятников. Прежде всего, таких как Пергамский алтарь (часть храма Зевса) и ворота богини Иштар из Вавилона времен царя Навуходоносора II (604-562 гг. до н.э.). С конца 90 гг. XX в. в музеях острова идут реставрационные работы по мере их завершения пополняются их экспозиции.

До Второй мировой войны на Острове музеев хранилась наибольшая часть музейных сокровищ Берлина. В начале войны оттуда вывезли самые ценные экспонаты, включая бюст Нефертити, и тем самым спасли, так как 3 февраля 1945 г. англо-американская авиация нанесла по острову сильнейший бомбовый удар. Особенно пострадал Новый музей, к восстановлению которого ГДР смогла приступить лишь в 1988 г.

В послевоенное время несколько лет бюст Нефертити находился в ленинградском Эрмитаже, а потом был возвращен в Германию и долгое время выставлен в Египетском музее Западного Берлина. Надо сказать, географически – это не самое удобное место в городе, поскольку рядом нет станций метро. И вот, наконец, знаменитое скульптурное изображение египетской царицы вернулось на Остров музеев. А вместе с ним около ста тысяч экспонатов и папирусов египетской коллекции.

В отличие от Египетского музея, где бюст царицы был представлен полутьме, в Старом музее статуэтка освещена ярким светом, что делает видимыми мельчайшие детали изображения. Надо сказать, что на фотографиях бюст царицы мы обычно видим с правой стороны, оттого неожиданно видеть ее лицо в фас, когда выясняется, что царица «одноглазая», поскольку ее левый глаз не разрисован, в нем только проработано полушарие глазного яблока.

После смерти мужа фараона Аменхотепа IV /Эхнатона/ Нефертити несколько лет была первым лицом в государстве, пока не оказалась жертвой дворцового заговора. Ее мумия, найденная в Долине смерти Луксора, свидетельствует, что она погибла от нескольких серьезных ударов в спину. А после смерти ей перерубили позвоночник. Так заговорщики хотели лишить ее загробной жизни.